Лев САЛЬНИКОВ

 

Чердачный мечтатель, или Новая русская идея (НРИ)

(эссе)

 

Встретился как-то со старым знакомым, с которым когда-то начинали в районной Литстудии. Спросил его, где он теперь служит бедной русской литературе, то есть – в какой писательской организации? Он махнул рукой: об организациях теперь говорить не приходится. Что так? Да их теперь, как собак нерезаных: и российская, и городская, и какие-то там независимые, и ещё, и ещё… А главное – все крикливые, говорливые, все взносы собирают, корочки выдают, то есть билеты, у всех свои литфонды… У всех свои оргсоветы, свои бюро, свои выборы-перевыборы… Делёж портфелей, кресел… Набор титулов… А руководство? Руководство хлипкое. Ну не поголовно же? Нет, конечно, отдельные товарищи, то есть – теперь господа. Интересно, что же это за персоналии, хотя бы две-три … Персоналии-товарищи или персоналии-господа? Давай товарищей, всё-таки это наши персоналии. Пожалуйста: Владимир Гусев, Владимир Бояринов, Лев Котюков, Иван Голубничий, Максим Замшев… ну и ещё некоторые члены МГО СП России … Не все? Да, не все, к сожалению. А вы? Я не в руководстве. Я давно на пенсии… Да и вообще, я давно понял, что я не хуже, но и не лучше других, такой же фрукт… Вот это новости, во всяком случае – для меня! Но ведь у тебя со всеми хорошие контакты были, ты был вхож во многие журналы, Московский вестник чего-то твоё напечатал… Зато журнал Поэзия последнее время окрысился, не понравилось моё заявление… А с прозой как у тебя? Печатаюсь раз в году, в Подсолнушке. Но я как-то видел тебя в Российском колоколе. Это случайно… сам знаешь, проза требует постоянства, тишины, спокойствия… а у меня жизнь, как у бомжа, даже ночую порой на чердаках… На разных? Да, на разных, на одном месте опасно – заметут. Ты смотри, у тебя уже жаргон бомжовый появился… Жизнь заставляет. Слушай, а в Литературных конкурсах участвуешь? Нет, на литературные гранты пока не замахивался. Что же так, биография у тебя хорошая, книги есть приличные, возраст ещё боевой… так что – надо работать… Придя на свой чердак, я подумал и к утру решил, что надо браться за дело. И взялся… А теперь вот не знаю, что делать со своей решительностью… Как бы с чердака не выгнали… А тут пришло письмо, на старый адрес, жена разыскала меня и передала. Я прочитал и ахнул!..

 

 

Господин Сальников Лев Николаевич. Ваша КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ нас устраивает. На всякий случай, чтобы не было недоразумений!.. напоминаем Вам её основные тезисы:

1) «Лев Николаевич Сальников — прозаик. (Прозу мы уважаем, дело серьёзное.)

2) Родился в 1937 году в Москве. (Вполне сложившийся человек, не мальчишка, тем более заставший такое время!..)

3) Окончил МИЭМ (Московский институт электронного машиностроения). Технарь, да ещё современного склада мышления, это очень хорошо.)

4) Участник Совещаний молодых писателей: 4-го Московского (1978) и 7-го всесоюзного (1979). (Это тоже хорошо, значит знаете что такое большие тусовки и толковища.)

5) В 1985 году за короткие рассказы стал лауреатом Премии «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты»». (Юмор мы любим бескорыстно.)

6) В 2008 году награждён «Золотой Есенинской медалью» газеты «МОСКОВИЯ литературная»». (Серёгу Есенина мы уважаем!)

 

Ваши книги, г-н Сальников Л.Н., нас тоже устраивают. В них есть светлые пятна бытовой справедливости и верно отражены некоторые важные жизненные коллизии! Напоминаем их названия, чтобы Вы убедились, что мы их читали.

 

1.«Испытания». Повести и рассказы. М., Молодая гвардия, 1981.

2.Дети социализма. Рассказы, М., Тантры,1993.

3.Боги видят нас. Рассказы, М., Зеркало, 1994.

4.Боксёрский роман,или Свойства дистанции.Роман.М.,Зеркало,1994.

5.Боксёры и судьи. М., Профсоюз боксёров, 1998.

6.Евг.Огуренков и Борис Лагутин — боксёры на все времена!

Повесть. М., 2000.

7.Бокс Москвы и Подмосковья. Рассказы,очерки,эссе. Москва, 2004.

8.Ринг. Повесть. М., 2005.

9.Эпизодический роман с эпохой-вкладчицей. М., 2007.

 

Так вот, Мы, руководители фирмы OOO «Свободное Слово и Свободная Жизнь», в рамках своей фирмы (солидной фирмы!) создаём свою собственную писательскую организацию и предлагаем Вам её возглавить. Приглашаем Вас на банкет, где мы обычно решаем все свои деловые вопросы. Ждём Вас с нетерпением и надеждой на сотрудничество.

От такого письма я чуть было не свалился со своего чердака… Придя в себя, стал собираться на банкет… Помылся, побрился, сходил к знакомому парикмахеру (мы с ним когда-то вместе бомжевали) подравнять височки, потом стал готовить речь… Коль банкет, значит побольше пафоса… Значит – сразу взять быка за рога: «Господа, я буду строго подходить к вашим текстам! Никаких поблажек! Работать так работать, то есть – не сачковать!.. » Ну и дальше в том же духе…

К сожалению, встречи не состоялось. Я подошёл к особняку, где должен был состояться банкет, и обомлел: особняк был окружён автоматчиками в спецформе. Оказывается, фирма погорела на валютных операциях и всё руководство арестовано. Скрыться удалось одному, кассиру, он в этот момент сидел в подвале и читал очередной женский детектив. Когда началась операция, он услышал сигнал своей тайной прослушки, которую ему поставили знакомые ребята за хорошую сумму, и ушёл через тайный ход в соседний двор. К счастью, ни в каких документах этой солидной фирмы писательская организация, которую я должен был возглавить, не существует. Слава Богу, обошлось, подумал я и пошёл назад к себе на чердак… Продолжать раздумывать о Новой Русской Идее. Работа мысли русского интеллигента не должна прерываться из-за бытовых мелочей: отсутствия нормального жилья, нехватки питания, отсутствия денег. Правда, всё это довольно неприятно, особенно последнее … Тем более, при новом строе – послесоветском капитализме, где каждый шаг не то что по рублю, как говорится в русской пословице, а по тысяче рублей; а то и больше, если копнуть глубже. Но я уверен, что Новая Русская Идея (в зашифрованном виде НРИ, как требует того конспирация) покончит со всеми этими безобразиями. А то у одних яхты, личные самолёты, по нескольку коттеджей и даже замков в разных концах света, а большинство народа (в основном – советского народа, который вырос в лоне дивных марксистско-ленинских идей, обещавших безоговорочно свободу, равенство и братство всем народам на Земле) концы с концами едва сводит… И я, подложив под голову старый валенок, который нашёл на ближайшей помойке вчера вечером, и закрыв глаза, с новым энтузиазмом принялся за свои размышления о новых временах, которые ожидают нашу бедную, доверчивую, работящую и невезучую Россию… Да, о лучших временах, о лучших людях, о достойных и скромных людях!.. Их у нас всегда было достаточно… Но и не забывать тех отступников, перерожденцев и соглашателей, которые пытаются сгладить острые углы и превратить священную борьбу в пустые разговоры…

 

...Утром пришли рабочие ремонтировать крышу и нашли его мёртвым. Он умер от переохлаждения, ночью ударил небольшой морозец. В его брезентовой сумке, которую он тоже нашёл на той же помойке, что и валенок, была незаконченная рукопись с коротким названием: Н Р И … Работяги, пока ждали кровельное железо, которое им обещали привести к обеду, читали вслух эту рукопись и жалели умершего автора. Потом вызвали скорую помощь и помогли врачам спустить труп вниз. Рукопись оставили себе, с любопытством её читали во время перекуров и долго ещё горевали, что такой учёный человек не смог довести своё дело до конца…

Вот несколько отрывков из этой незаконченной работы.

 

«РУССКАЯ ИДЕЯ» и «Новая Русская Идея (НРИ)» – это не одно и то же. Это продолжение Великого прошлого с боевым переходом в Великое будущее!..

 

Ну, русская идея, и что вы хотите этим словосочетанием сказать? Это не словосочетание, а национальная боль, которой в наше время, время псевдодемократов, озабочено всё мыслящее население страны. А не очень мыслящее или совсем не мыслящее? Вы, как словоблуд сегодня, хотя за вами раньше я этого не замечал. Правильно заметили, раньше этого не было, но сегодня все, как обезумели, подавай им русскую идею и всё тут! Как будто идеи кормят людей, а не работа…

 

Я-то всегда думал, что идеи не имеют национальности, они бродят во всех головах, которые снабжены от природы думающими качествами, то бишь – мыслящими качествами, а это даётся природой в первую очередь, а потом развивается учёбой, то есть образованием, культурой, ну и постоянным трудом: над собой, над предметом исследования, ну и прочими наработками цивилизации...

 

Прокопать пути к свету – подземные, подводные, какие угодно, только бы к светлому горизонту, прозрачному будущему…

 

Родились мы в темноте подлых обманов, козней тщеславных управителей … авторов красочных фантасмогорий… Русских, немецких, английских… детских, взрослых, старческих… ненормальных, больных, полубольных… и прочих гигантов мысли, желающих оставить на теле государства Российского хоть один шрам, да поболее, поглубже, пострашнее… Хотя снаружи жизнь страны была как бы спокойна… Отдельные всплески несогласия некоторых писателей гасились жёсткими рецензиями, строгими выговорами, ехидными статьями и, конечно, анекдотами...

 

«Леонида Ильича двое работяг спрашивают: Леонид Ильич, хочешь мавзолей будет твой? Как это? Да очень просто, давай бутылку и приходи завтра утром на площадь. Он удивлённо пожимает плечами, но говорит своим телохранителям, чтобы те принесли бутылку «Столичной». Те принесли. Работяги взяли бутылку, завернули её в газетку и говорят: завтра утром, Леонид Ильич, встречаемся здесь, у входа, и всё будет готово, чин чинарём. На следующее утро Леонид Ильич встал пораньше и на площадь. Подходит к мавзолею, поднимает глаза и читает: Л Ё Н И Н … Он завороженно смотрит на две аккуратные точки над буквой Е и говорит: вот она – загадочная русская душа!.. »

 

12.07.2011