Интервью: В. Сорокин о книге В. Фомичева. Беседу вела Нина Попова
ПАМЯТЬ НЕЛЬЗЯ СЖЕЧЬ!
О книге Владимира Фомичёва «Поле заживо сожжённых. Публицистика, стихи, документы" (М.: «Родина», 2019)
В год Памяти и Славы, в преддверии великого праздника нашего народа – Дня Победы, самое пристальное внимание и уважение вызывают произведения, освещающие тяжелейший путь Великой Отечественной войны. Одним из таких выдающихся произведений военной тематики по праву можно назвать выдержавшую несколько изданий документально-художественную книгу «Поле заживо сожженных», написанную подвижником трагической темы чудовищного фашистского геноцида мирного населения на оккупированных в годы войны советских территориях – основателем и руководителем общества «Поле заживо сожжённых» им. Э.А. Хлысталова (2007), писателем и публицистом Владимиром Фомичёвым. С 2014 года он ведёт это исследование, очень плотно и плодотворно сотрудничая с замечательным журналистом Виктором Кожемяко, чьи произведения широко представлены в «Приложении» к новинке, о которой идёт речь. Вместе эти два самоотверженных борца за историческую справедливость трижды выпустили дополненные издания сборника «Сожжённые заживо взывают к нам», составленного по публикациям в газете «Правда», где всю жизнь трудится Виктор Кожемяко, а последние шесть лет ведёт неустанную работу по разблокированию информации о подобных «пылающих кладбищах» в годы адского фашистского оккупационного режима.
Издание Владимира Фомичёва в первую очередь включает пронзительные свидетельства о последствиях огненно-кровавой оккупации на Смоленщине, где было казнено и замучено 546 тысяч мирных граждан, уничтожено более 5 тысяч сёл и деревень, около 300 из них были сожжены вместе с жителями – женщинами, детьми, стариками. Жестокий огненный смерч пронёсся тогда над советской землёй, прервав миллионы жизней, золой разметавшихся над миром и взывающих к нам своим святым чувством возмездия, молчаливым горьким призывом к вечной Памяти. И книга «Поле заживо сожжённых» стала достойным памятником отчего слова жертвам беспрецедентного гитлеровского террора.
Об этой книге, всеобъемлющей целый жизненный пласт, сказали своё весомое слово известные учёные, публицисты, общественные деятели. Набатом прозвучала объёмная информация в Общественной палате России, на федеральном канале НТВ, в историческом музее-парке на Смоленщине, в периодических изданиях: «Петровка, 38» и «Спецназ России», в газетах «Слово», «Правда» и на многих других общественных трибунах и площадках.
Наша беседа о книге «Поле заживо сожжённых» состоялась и с известным российским поэтом и публицистом, лауреатом премии Ленинского комсомола, Государственной премии РСФСР им. А.М. Горького, Международной премии им. М.А. Шолохова, сопредседателем общества «Поле заживо сожжённых» им. Э.А. Хлысталова, более 30 лет являвшемся проректором и руководителем Высших литературных курсов Литературного института им. А.М. Горького – Валентином Сорокиным. Это ему принадлежат такие важнейшие для движения Памяти слова: «Замалчивание исторической правды о геноциде советского народа в годы фашизма – есть преступление, равное самому фашизму!»
Валентин Сорокин и Нина Попова
Интервью взяла его ученица, староста поэтического семинара ВЛК выпуска 2012-2014 гг., кандидат филологических наук, поэтесса, публицист и литературовед, член Правления Московской городской организации Союза писателей России – Нина Попова. И эта вдумчивая, содержательная беседа с наставником вполне закономерно переросла в гораздо большее – она превратилась в глубокие размышления о войне и мире, об испытаниях, свершениях и судьбе нашего народа, об общенациональном многоголосье русской литературы, о роли литературы и каждого писателя в увековечении памяти. Следует отметить, что всё вытекало из книги «Поле заживо сожжённых» и всё возвращалось, закольцовывалось на ней.
Н.П.: Валентин Васильевич, как можно оценить значимость книги «Поле заживо сожжённых», деятельность общества «Поле заживо сожжённых» им. Э.А. Хлысталова, нравственный и гражданский подвиг Владимира Фомичёва как писателя, как исследователя, как гражданина?
В.С.: Трагедия народов наших – это общая трагедия и общая тема, тема воина и тема писателя. Мы живём единой землёй, единой Родиной, единой Победой, единым Словом. И этим единым словом мы скажем о пережитом горе, пережитой трагедии. Я считаю, что если бы в каждой области, каждом крае появился бы свой Фомичёв, который общую народную память воссоздал своим Словом, то все зааплодировали бы. Книга «Поле заживо сожжённых» прекрасно оформлена, она с движением слова, с движением памяти. Это книга —своеобразный судебный процесс над теми извергами, которые прошли по Европе, уничтожая целые государства, целые народы. И пока существует планета – это будут помнить.
Мне позвонили недавно из Белоруссии и рассказали, что там о каждом районе, крае, где происходили бои во время Великой Отечественной войны, они будут подробно говорить. Молодцы! Будет общая книга, учебник будет. Но такая книга должна быть в каждом крае, даже в тех, которые не были оккупированы. Ведь у нас нет ни одного селения, где бы ни погибли защитники… Вот этим и должен заняться Союз писателей! Более того, должен быть единый предмет, единый учебник для всех школ мира по этим вопросам, где было бы это общее отношение к земле, к природе, общее отношение друг к другу, к миру, к совести, к трагедиям и победам нашим! А у нас, даже у нас, нет единой книги в государстве. А она должна быть!
А Фомичёв и Кожемяко сделали огромный шаг в этом направлении! И я скажу – они одни из пишущих так фактово, так детально, так документально, так отдавая всего себя! И это очень важно! Ведь наша молодёжь, прочитав такие книги, вникнув в них, посетив могилы погибших и т. д., общаясь с так много пережившими, станет такой же крепкой, попробуй их потом куда-то заманить, разве они предадут Отечество?! Мне кажется, что эти книги, которые рассказывают о нашей общей трагедии, должна преподаваться в школах, в вузах. А в Смоленске – это точно!
Их книги, их публикации – память всех советских Хотыней, набат нашей святой истории! Когда я читаю эти материалы, читаю все произведения Владимира Фомичёва, я отчётливо понимаю, какой он молодец, что его уже никто не поколеблет в его достижении, в целях его. Иногда он говорит это с такой болью, с таким гневом и с таким доказательством правоты своей, что даже читать бывает очень горько. Он доказал – уже лет двадцать на моих глазах это происходит – что все эти годы посвятил этой жизни, посвятил этой горькой цели, трагедии своей родной Смоленщины. Это же ужас какой творился – 300 деревень с живыми людьми были уничтожены огнём за годы оккупации, 300! И кого уничтожили, кто там жил? Старшие ушли, молодые мужья, ребята молодые, ушли воевать, значит остались совершенно безвинные люди – жёны, вдовы, бабушки, дедушки и дети. Какие к ним можно предъявить претензии? Сжигать вместе с домом, заборами, оградами, вместе с банями, уничтожить до золы...
- Информация о материале
- Категория: Интервью
- Просмотров: 2005
Подробнее: Интервью: В. Сорокин о книге В. Фомичева. Беседу вела Нина Попова
Любовь ЗЕМНАЯ. СОЛЁНАЯ БАТАРЕЯ (Рассказ)
В квартире бабы Шуни потекла батарея. Течь была небольшая: просто у стыка с трубой появлялись редкие капли. Как всякая хорошая хозяйка, баба Шуня озаботилась и вызвала из ДЕЗа слесаря.
Здоровый детина лет сорока оценил ситуацию и, то ли не желая работать в воскресенье, то ли вымогая последние бабкины копейки, посоветовал:
− Батарею надо посолить, через несколько дней она заржавеет – и течь прекратится. А такой трубы у меня нет.
Детина ушёл. Старушка, не поскупившись, посыпала батарею крупной, как для капусты, солью.
Пролетело три дня. Батарея не сдавалась. Баба Шуня тоже. В очередной раз насыпав соли на стык, старушка принарядилась в церковь.
Баба Шуня не считала себя чересчур набожной, но она верила во Христа и Богоматерь.
В церкви старушка приблизилась к праздничной иконе, перекрестилась, поцеловала образ, зажгла свечу и мысленно обратилась ко «Всех скорбящих Радости»: «Матушка Богородица! Свет мой! Помоги мне с батареей! Течёт она, спасу нету!» Баба Шуня ещё два раза быстро перекрестилась и осталась на службу.
Старушка вернулась домой в обеденный час. Перед дверью в её квартиру толпились соседи во главе со слесарем.
− Вот она! – заорала женщина, живущая этажом ниже, − затопила всех и шляется где-то!
− Так я же её посолила! – прошептала баба Шуня.
− Что ты бубнишь, чокнутая? – не унималась соседка. – Открывай скорее. Воду перекрыли. Весь стояк мёрзнет. Что там у тебя?
- Информация о материале
- Категория: ЗЕМНАЯ Любовь. Стихи и рассказы
- Просмотров: 1706
Научно-практическая Конференция по проблемам и достижениям отечественной Детской литературы в XX-XXI вв.
Литературный институт им. А. М. Горького. 18 февраля 2020 года. Время проведения:10-30 – 20-30. Аудитория №3.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
ФИО |
Степень, должность |
Тема доклада |
Арзамасцева Ирина Николаевна, литературовед и критик. |
Доктор филол-х наук, проф. кафедры русской литературы МГПУ. |
Метапроза для детей: сборник А. Дорофеева "У меня в груди Анюта".
|
Нечипоренко Юрий Дмитриевич, прозаик. Исследователь творчества Н. Гоголя, А. Пушкина, М. Ломоносова, Гайто Газданова. |
Биофизик, доктор физико-математических наук. |
Математика и литература |
- Информация о материале
- Категория: Новости. События. Факты
- Просмотров: 2507
Четырнадцатая международная научно-практическая конференция ЮРИЙ КУЗНЕЦОВ И ПОБЕДА
14-15 февраля 2020 года
Адрес:
г. Москва, Комсомольский проспект, д. 13, Союз писателей России.
Проезд:
ст. м. «Парк культуры», далее тролл. 15 до ост. «Ксеньинский переулок» или 5-7 мин. пешком
Пятница, 14 февраля
11:00 – 11:15 – регистрация участников
Утреннее заседание (ведущие — Н.Ф. Иванов, А.В. Воронцов). 11:15 – 14:00
Приветственное слово председателя Союза писателей России
Иванова Н. Ф.
Музыкально-танцевальный номер по мотивам сочинений Ю.П. Кузнецова. Исполняют ученицы Ю. Кузнецова Крекнина-Егорова И. и Спогреева В.
Орлов Д.В. Образ войны в поэзии Юрия Кузнецова
Петров В.С. (Ростов-на-Дону). «От той взрывной волны, летящей круто...» (Особенность поэтики Юрия Кузнецова).
Редькин В. А. (Тверь). Национальная картина мира в поэзии Ю.П. Кузнецова
Бойко М.Е. Боль и ничто в творчестве Ю.П. Кузнецова
Овчаренко О.А. Юрий Кузнецов. Миф об одиночестве
Леонтьева С. Г. (Нижний Новгород). Орудия Победы поэта Юрия Кузнецова
Лексина А. В. (Коломна, Московская обл.). «Под рваным знаменем победы»: русский путь в художественном мире Ю. П. Кузнецова
Ткаченко П.И. «Сквозь строчек смотровые щели...»(Военные образы в творчестве Ю. Кузнецова)
Воронцов А. В. Юрий Кузнецов. Сапун-гора, Крым, Победа
Винонен Р. И. (Хельсинки, Финляндия). Поэт и его победа
Ланская О. В. (Липецк). Пространство войны: подвиг во времени
(на материале поэмы Ю.П. Кузнецова «Из Сталинградской
хроники»)
- Информация о материале
- Категория: Новости. События. Факты
- Просмотров: 2467
Подробнее: Четырнадцатая международная научно-практическая конференция ЮРИЙ КУЗНЕЦОВ И ПОБЕДА
Третий международный литературный Тургеневский конкурс-фестиваль «Бежин луг»
- Информация о материале
- Категория: Новости. События. Факты
- Просмотров: 1832
Подробнее: Третий международный литературный Тургеневский конкурс-фестиваль «Бежин луг»
Владимир ФОМИЧЕВ. РОДОМ ИЗ ГЛУХОЙ ДЕРЕВУШКИ (МИХАИЛУ ИСАКОВСКОМУ – 120 ЛЕТ)
МИХАИЛУ ИСАКОВСКОМУ – 120 ЛЕТ
РОДОМ ИЗ ГЛУХОЙ ДЕРЕВУШКИ
В третьей книге пятитомного собрания сочинений выдающегося русского поэта двадцатого столетия Михаила Исаковского помещена его автобиографическая проза о детстве и юности “На Ельнинской земле”. После посвящения Антонине Ивановне Исаковской - жене, помощнице и другу, и обозначения начальной части идет первый заголовок этой крупной вещи о том, что “запомнилось более всего, что оставило в душе наиболее яркий свет”, - “В деревне Глотовке”. Поэт сообщает, что при его рождении в январе 1900 года она располагалась в Осельской волости Ельнинского уезда Смоленской губернии. Насчитывала около пятидесяти дворов. Односельчане будущего знаменитого автора стихов и песен “жили так, что едва сводили концы с концами”. Его мать Дарья Григорьевна и отец Василий Назарович имели тринадцать детей, но выжило только пятеро.
С исчезновением уездов Глотовка вошла в состав Всходского района ( сейчас Угранский ). Отсюда название одного из самых задушевных стихотворений Михаила Исаковского “Есть во Всходском районе деревня такая”. Оно написано в годы войны при посещении сегодняшним юбиляром взрастившей деревушки после ее освобождения. Глотовка пережила длительную оккупацию и была дотла сожжена гитлеровцами.
Мне довелось родиться в тех же краях - в деревушке Желтоухи Всходского района. Так что тему “М. В. Исаковский и родная деревня” знаю изнутри и досконально, тем более, что никогда не порывал связей с отчей землей. Бываю там регулярно, причем 19 августа на поэтическом фестивале Михаила Исаковского во Всходах. Думаю, для читателям небезынтересно будет узнать, что смоленская Угранщина считается “глубинкой” даже в области, потому что находится на окраине ее. Это в основном сырые леса и суглинистые проселки. И здесь практически нет промышленных предприятий, сельщина из сельщин. Однако от тех мест до Московского Кремля нет и трехсот километров.
- Информация о материале
- Категория: Стихи и проза
- Просмотров: 1805
Подробнее: Владимир ФОМИЧЕВ. РОДОМ ИЗ ГЛУХОЙ ДЕРЕВУШКИ (МИХАИЛУ ИСАКОВСКОМУ – 120 ЛЕТ)
Поздравляем с Днём рождения Наталью Шахназарову
Правление Клуба писателей-выпускников Литературного института и Международной общественной Академии литературы, науки, искусств «Русский слог» поздравляет с Днём рождения Наталью Шахназарову, пресс секретаря организации, руководителя орготдела и кино коллегии, куратора направления поэтический театр. Здоровья и свершения всех замыслов! Благодарим за бескорыстный труд подвижника на благо просвещения, сохранения и развития культуры, духовности, Слова.
- Информация о материале
- Категория: Новости. События. Факты
- Просмотров: 1790
С Рождеством Христовым!
- Информация о материале
- Категория: Общая информация
- Просмотров: 7234
Лилия ВЕРЕИНА. Стихи
***
Вновь до рассвета свет погас
В далеких небесах.
Ключи от мира не у нас –
У Господа в руках.
И наших планов громадье
Без Бога – просто прах.
Вот почему опять поет
Святую песнь монах.
В тиши полночной небеса
Разверсты, потому
Летят людские словеса
Еще быстрей к Нему.
ДИВЕЕВО
Березы, сосны, ели,
Черемухи в цвету,
И родники –купели…
Какую, в самом деле,
Бог создал красоту!
Смотреть – не насмотреться,
Дышать – как мед вкушать,
Воспринимая сердцем
И землю, как наследство,
И Божью Благодать…
- Информация о материале
- Категория: Стихи и проза
- Просмотров: 2221
В ЕДИНСТВЕ - СИЛА! Вечер межнациональных литератур
- Информация о материале
- Категория: Новости. События. Факты
- Просмотров: 1901
Михаил ТУТЫХИН. От «Убитой деревни» к «Бессмертному полку»
От «Убитой деревни» к «Бессмертному полку»
Газета "Правда" №105 (30892) 24—25 сентября 2019 года
4 полоса
Автор: Михаил ТУТЫХИН, член Союза журналистов России, заслуженный работник средств массовой информации Орловской области. г. Орёл.
С интересом и волнением прочитал в №99 за 10—11 сентября статью Виктора Кожемяко «Ради памяти священной». Она продолжает тему, которую политический обозреватель «Правды» ведёт уже несколько лет. Обозначить её можно заголовком его же статьи — «За память о жертвах фашистских зверств», опубликованной в прошлом году.
НА ЭТОТ РАЗ В. Кожемяко посвятил свой рассказ поистине замечательному борцу за нашу историческую память — Владимиру Тимофеевичу Фомичёву. Сколько может сделать, оказывается, один человек! У меня тоже есть аналогичный пример.
Вспоминаю конец 1990-х годов, канун финального предательства верхушки КПСС во главе с Горбачёвым и Ельциным. Один из них уже стал президентом страны, а другой был избран президентом РСФСР. Все СМИ (за исключением газет «Правда» и «Советская Россия»), руководимые горбачёвцем Яковлевым, были заполнены антисоветчиной и русофобией, деятельность КПСС сплошь очернялась, личность Сталина демонизировалась.
Под сомнение ставился и подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Помнится, секретарь нашего райкома (я работал редактором районной газеты) усомнился, а стоит ли проводить торжественное возложение венков к мемориалу павших за освобождение Орловщины. Вон до чего дошло!
И вот в том самом 1990 году мой коллега из Урицкого района Григорий Григорьевич Лазарев выступил с инициативой создания мемориала «Убитая деревня» — на месте уничтоженной фашистами деревни Колпачки.
История деревни типична для событий зимы 1942 года на Орловщине. Два партизана из ближайшего отряда укрылись здесь после взрыва на железной дороге. Неожиданно в деревню заехали немцы. Завязался бой, в котором несколько немецких солдат были убиты. На следующее утро в Колпачки нагрянули каратели. Пожилых мужчин фашисты расстреливали сразу, а женщин, детей и немощных стариков сгоняли в хаты, которые поджигали. Чтобы никто не уцелел, немцы кидали гранаты в погреба и подвалы. Деревня вместе с жителями была сожжена дотла!
В 1990-м ещё были живы люди из соседних деревень, помнившие ту трагедию. Так вот Г.Г. Лазарев, опираясь на их воспоминания, задумал создать мемориал «Колпачки — убитая деревня». Он привлёк скульптора В.П. Басырева, архитекторов и художников, которые разработали проект мемориала.
Естественно, на реализацию проекта нужны были средства. И Лазарев через газету обратился к жителям района и области. Люди откликнулись! Было собрано 300 тысяч рублей, что по советским временам представляло немалую сумму. Некоторые трудовые коллективы выразили готовность провести нужные строительные и транспортные работы. Бывшая «мёртвая деревня» ожила. На месте каждого дома установили гранитные камни с именами тех, кто погиб здесь, в центре деревни поставили скульптуру матери, спасающей свою дочь, и колокол.
Вскоре состоялось торжественное открытие мемориала. На нём, можно сказать, присутствовал весь район, приехали и гости из Орла. После этого в Колпачки потянулись экскурсии. Ведь судьба этой деревни отразила трагизм оккупированной в 1941—1943 годах Орловщины, не сдававшейся захватчикам.
Многие десятки деревень Орловской области внесены в национальный архив «Живая деревня» — мемориальный проект, рассказывающий о сожжённых фашистскими оккупантами деревнях и сёлах. Всего за годы оккупации фашистами было убито в нашей области около 80 тысяч мирных жителей, около 200 тысяч были угнаны в фашистскую неволю. В том же Урицком районе после войны остались целыми всего около тысячи жилых домов из 7 тысяч довоенных. Оккупанты сожгли и разрушили на Орловщине 2483 школы, 825 больниц и медпунктов. Колпачки, подобно белорусской Хатыни, стали символом жертв, понесённых нашим народом в годы Великой Отечественной войны, символом борьбы и несгибаемой любви к Родине.
Повторю: мемориал создавался в 1990-е годы — как сейчас говорят, «лихие и воровские». По всей стране шло растаскивание народного имущества — «прихватизация». Пострадал и мемориал. Собиратели цветного металла содрали и утащили все таблички. Либералы с помощью СМИ воспитывали поколение «Иванов, родства не помнящих». Но мемориал «Убитая деревня» работал даже в самые трудные годы, когда слово «патриотизм» было под подозрением. Сюда всё время шёл и ехал поток людей из самых отдалённых районов области.
Ныне движение «Бессмертный полк» собирает в едином марше в День Победы 9 мая десятки тысяч орловцев. Нет сомнений, что память о патриотах, погибших в годы Великой Отечественной войны, в том числе и в Колпачках, помогла нам сплотиться в «Бессмертный полк».
Но проблема увековечения памяти гражданского населения, загубленного фашистами, остаётся. За это и борется Владимир Фомичёв со своими товарищами, которые объединились в руководимой им организации «Поле заживо сожжённых». О необходимости создания Всероссийского мемориала, который рассказывал бы новым поколениям об этой трагической стороне Великой войны, совершенно правильно пишет «Правда».
- Информация о материале
- Категория: Стихи и проза
- Просмотров: 2010
Страница 7 из 12